вторник, 5 декабря 2017 г.

"Через не могу"


"Надо", "через не могу" это худший способ сделать что-либо. Заставлять себя означает навсегда отбить охоту заниматься каким-либо делом.

Нас вообще неправильно учат и родители и учителя. Учат концентрироваться на своих ошибках, неудачах, а не на успехах.


А человеческий мозг устроен очень интересно. Непосредственно под корой, в которой и живет наше человеческое "я", находится животный мозг (лимбическая система), которая управляет всеми нашими эмоциями и желаниями (хочу / не хочу, нравится / не нравится). Его еще называют эмоциональный мозг.

Причем этот эмоциональный мозг слов не понимает, ему невозможно объяснить, что вот это вот дело делать надо, а вон то не надо. Вместо этого наш эмоциональный мозг чутко следит за теми эмоциями, которые мы испытываем занимаясь тем или иным делом.

Что получаем в результате? Делаем мы, к примеру, уроки (ну, естественно, допускаем ошибки, а если бы не было ошибок, то зачем тогда вообще учиться?), подходит мама или папа смотрит в тетрадку: "Ага! У тебя тут ошибка и тут ошибка!" и херак леща. Что при этом делает наш эмоциональный мозг? Логикой он не владеет. И вообще ничего не понимает. Он тупо смотрит чем ты занимался, когда получил леща (делал уроки) и формирует ассоциацию: Делал уроки -> получил леща (ну или отругали, или плохую оценку получил).

Что происходит в следующий раз когда садишься делать уроки? Эмоциональный мозг кричит: "не делай этого, ты получишь леща!" Кричит он, конечно, не буквально, а на уровне эмоций - тебе просто НЕ ХОЧЕТСЯ этим делом заниматься.

А что происходит когда все сделал без ошибок или получил хорошую оценку? Ну в лучшем случае скажут: "молодец - ни одной ошибки" и все, как будто ничего особенного не произошло, никакого успеха. Ну эмоциональный мозг так и записывает: "хорошие оценки -> ничего особенного, фигня".

И вот 11 лет в школе и дома нас учили концентрироваться на своих ошибках. Человек закончили школу, однако, привычка замечать только свои неудачи у него сохранилась. Теперь он уже сам, без учителей и родителей, концентрируется только на неудачах. Но ведь неудачи случаются в любом деле. Это нормально. Никто не рождается профессионалом. А эмоциональный мозг по-прежнему записывает: "работал -> накосячил", и все, работать уже не хочется.

Все слышали про кнут и пряник, а ведь никто не умеет ими правильно пользоваться (за исключением, быть может, профессиональных дресировщиков). Кнут используют чтобы воспитываемый (или дрессируемый) перестал делать что-то ненужное, а пряник, наоборот, - что бы делал то что нужно.

Всего-то и нужно было - побольше хвалить за успехи и не обращать внимание на ошибки, т.к. это нормально для учащегося.

Теперь о том, как выправить ситуацию.

Занимаясь каким либо делом нужно следить за своим эмоциональным состоянием. Как только чувствуешь, что поднадоело, тут же прекращай, никаких "через не могу". Иначе эмоциональный мозг тут же запишет это дело в разряд, скучных, надоедлевых, утомительных и т.д. Заканчивать надо всегда на положительной "волне" (или хотябы на нейтральной), т.е. как только получилось то, что не получалось раньше, т.е. достиг маленького успеха, и если при этом чувствуешь, что уже устал и слегка надоело, то лучше тут же прекратить и переключиться на что-то другое. Обязательно прочувствуй эту положительную эмоцию. Эмоциональный мозг должен записать, что "это дело -> это вау! круто!", тогда в следующий раз не придется себя заставлять, наоборот, будет хотеться снова этим заняться.

Захотеться может уже через 10 мин, или через полчаса-час. Отсюда вывод: делайте перерывы. Человек вообще не может удерживать внимание на чем-то одном продолжительное время. В среднем сохранять концентрирацию удается где-то час-полтора (у первоклашек вообще 10-20 мин). Затем, внимание теряется и человек отвлекается на что-то другое (а "через не могу" в течении 4-5 часов легко достигается состояние "смотрю в книгу - вижу фигу").

Во время перерыва не нужно мысленно повторять пройденный материал - это не отдых. Лучше всего вообще ни о чем не думать, посмотреть в окно, посчитать ворон, а еще лучше сходить прогуляться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий